Рубрики

Члены АХП рекомендуют поставщиков

Pooling express


Статьи

Не кабинетом единым

Не кабинетом единым

Источник: ARENDATOR.RU

Автор: Антон Мошкин

На данный момент больше половины компаний стали проводить те или иные перестановки в своих офисах. Изменение рабочего пространства с целью повышения его эффективности - одна из ключевых задач для арендаторов. Тенденции к смене ставших уже традиционными рабочих мест в кабинетах на более функциональные «открытые площадки» или «гибкие офисы» стали повсеместным трендом.

Однако нельзя при этом сказать однозначно, насколько данное течение актуально в условиях нашей страны и будет ли позитивно воспринято всеми сотрудниками. Помимо очевидной выгоды в виде оптимизации рабочей площади, такие преобразования могут негативно сказаться на работе сотрудников в определенных сферах.

Больше воздуха

main-pic_city-planning.jpgСогласно исследованию компании Cushman & Wakefield основным мотивом перестановок в офисе является сокращение издержек. Вторым по популярности поводом можно считать ориентацию на улучшение коммуникаций между сотрудниками. Трансформация офиса – фактически его оперативная перепланировка. Кирилл Юдин, менеджер по управлению проектами, отдел управления проектов Cushman & Wakefield, говорит, что чаще всего такая оперативная перепланировка выполняется при помощи передвижных мебельных перегородок. Как результат – создание дополнительных рабочих мест, кабинетов и расширенный функционал помещений.

«Изменения в офисном пространстве могут сильно варьироваться. Самые простые ограничиваются перестановкой рабочих мест, мебели, изменением рассадки отделов. Значительные коррективы могут потребовать проведение полной перепланировки офиса и модернизации инженерных систем. Необходимость изменений в офисном пространстве чаще всего вызвана потребностью в увеличении количества рабочих мест, либо корректировками в структуре оперативного управления» - поясняет эксперт.

Возможность изменения внутреннего устройства на данный момент является одним из актуальных критериев при проектировании объектов. Кроме очевидно более рационального распределения места, можно выделить и психологический фактор. Сергей Богданчиков, управляющий директор ORIGIN CAPITAL, отмечает, что преобразование офиса – то же самое, что и перестановка в доме: люди испытывают потребность в изменении обстановки.

bif_office_01.jpgОсновными вариантами обустройства являются openspace – концепция офиса, при которой рабочие места сотрудников находятся не в отделенных друг от друга кабинетах, а в едином пространстве офиса, которое при этом разделяется тонкими перегородками. И flex-office – тип формации офисного пространства, в котором у сотрудников нет закрепленного за ними рабочего места. Иными словами, работник может сесть за любой стол и начать пользоваться компьютером, который на нем стоит. При этом, как правило, распространена система облачного хранения, при которой можно получить доступ к необходимым рабочим документам из любой точки мира. Одной из разновидностей «гибких офисов» является hot desks – система «горячих» столов. В данном случае количество рабочих место меньше количества сотрудников. Такой вариант позволяет компании экономить на расходах за энергию и оптимизировать время своих сотрудников. Поскольку часть персонала находится на встречах или в командировках, закреплять за ними конкретное рабочее место оказывается невыгодным. Гораздо эффективнее в данном случае отдать его другому сотруднику. При этом в некоторых компаниях создается специальный календарь, который позволяет в реальном времени наблюдать за тем, сколько рабочих мест сейчас свободно и забронировать себе время.

По словам Дмитрия Золина, управляющего директора сети бизнес-центров «Сенатор», очень часто этот формат привлекает иностранные компании, которые привыкли к открытой коммуникации между сотрудниками, оптимизации рабочего времени и рабочего пространства. Можно считать такой вариант планировки необходимым для динамично развивающихся отраслей и творческих профессий.

Креатив в массы

Как показывает практика, открытые площадки благотворно влияют на атмосферу в коллективе. Представителям творческих профессий такие формации рабочих мест позволяют беспрепятственно совещаться между собой, увеличивая тем самым продуктивность работы и повышая свой собственный опыт в ряде вопросов.
«Flex-office и openspace позволяют сотрудникам в полной мере ощутить себя частью коллектива, команды, сформировать экспертное мнение не только по собственным проектам, но и по проектам коллег», - комментирует Юлия Тищенко, рекрутинговая компания Adelphi Recruitment.

Один из явных плюсов такой системы – абсолютной контроль изнутри. При нахождении непосредственного руководителя внутри коллектива, сотрудники начинают более ответственно относиться к работе, пропадает привычное разделение по вертикали парадигмы власти, при этом сохраняется момент субординации и подчинения.

Елена Колесникова, старший директор отдела корпоративных услуг Cushman & Wakefield, считает, что flex-office имеет более серьезную подоплеку и работает только в том случае, если изменения в компании проводятся по четко заготовленному плану. В комплексе с образовательными мероприятиями для сотрудников, когда плюсы масштабного перепроектирования наглядно объясняются. Концепция подразумевает, что у сотрудников нет выделенных рабочих мест, и это должно быть поддержано интересными и удобными зонами для переговоров и неформального общения, а также свободным посещением.

«Что касается системы openspace - данная система является эффективной в тех компаниях, где на первый план, помимо эффективности, выходит взаимодействие в коллективе, командная работа, передача опыта от старшего персонала младшему», - говоритЮлия Тищенко.

google-office-dublin-22.jpegНе стоит забывать и о позиции компании в отношении таких преобразований. По мнению Сергея Богданчикова, производительность и эффективность работы зависит, прежде всего, от соответствия внутренней политики компании обязанностям сотрудников. Так, например, если в рекламном агентстве flex-office и openspace эффективны, то вряд ли такое пространство будет полезным для бюро адвокатов или финансистов, которым нужно уединенное, тихое пространство.

Не лишним будет вспомнить и про растущий спрос в секторе фриланса. Большое количество коворкингов в принципе построены на системах свободных планировок. «Сейчас появляется большое количество фрилансеров, людей с ненормированным рабочим временем, поэтому мобильная мебель без четкого закрепления рабочего пространства за каждым сотрудником располагает к общению и генерированию новых свежих идей. Сегодня самое ценное - это время, поэтому при openspace некоторые решения и хорошие идеи появляются намного быстрее. В этом плюсы flex-office и openspace» - отмечает эксперт.

Оплот консерватизма

Справедливости ради стоит упомянуть и о минусах нефиксированных рабочих мест. Большую роль во внедрении данных систем в компании играет человеческий фактор. В сложившемся коллективе, особенно когда отдел не превышает численности в 20 человек, может возникнуть серьезное недовольство изменением политики. Возраст сотрудников тоже необходимо учитывать при внесении коррективов в планировку – молодой коллектив легче воспримет изменения, нежели люди в возрасте.
«Безусловно, нельзя отрицать тот факт, что большинство людей тяжело воспринимают любые перемены. Чем старше человек, тем сложнее ему их принимать. Противниками могут быть сотрудники, которые привыкли к своим кабинетам за много лет, а ведь, помимо тишины и возможности сосредоточиться, личный кабинет является еще и показателем статусности, что тоже может негативно сказаться на отношении к изменениям» - считает Юлия Тищенко.

Сотрудникам, являющимся индивидуалистами или консерваторами, которым необходимы тишина и одиночество, чтобы сосредоточится на работе, такая система организации пространства будет совершенно неудобна. Помимо этого ряд профессий так или иначе связанных с конфиденциальной информацией и необходимостью высокой концентрации (бухгалтерия, HR, IT-безопасность) абсолютно не предполагают использование openspace в качестве рабочей зоны.

ofis_v_lesu2.jpgВадим Заяц, генеральный директор компании ЛИИС/ «Лаборатория интеллектуальных инженерных систем» полагает, что желание компаний оформить свой офис в «гибком» формате продиктовано зачастую имиджевостью, нежели реальной пользой. По его словам, существует два типа компаний, готовых оснащать свое рабочее пространство хай-тек начинкой. Это, прежде всего, клиентоориентированные корпорации, работающие с VIP-клиентами и предоставляющие услуги премиум-сегмента, а также IT-организации. В первом случае модернизация офисов направлена не на привлечение клиентов, а скорее, на поддержание их лояльности, а во втором работодатель стремится обеспечить интеллектуальному сотруднику максимально комфортные условия труда, чтобы он не отвлекался на бытовые проблемы в процессе своей умственной деятельности.

Стоит отметить, что модернизация офисов для подчеркивания статуса компании – типичное проявление российского менталитета. На западе любые изменения совершаются из соображений оптимизации расходов, уменьшения энергозатрат и увеличениz производительности.

Перестроить нельзя оставить

Подводя небольшой итог, можно отметить, что «гибкие» офисы окажутся выгодным решением для компаний, работающий в креативной сфере и IT. Благодаря постоянному взаимодействию сотрудников, такие площадки станут идеальным местом для повышения опыта, получения необходимых рекомендаций от коллег и увеличения, таким образом, общей продуктивности.
Воплощение в жизнь систем openoffice может при всем удобстве оказаться довольно проблематичным, если помещение изначально не предусмотрено для таких конструкций. В этом случае привычные несколько дней на перестановку столов могут вылиться в несколько месяцев на масштабные реконструкции.

Кирилл Юдин считает, что цены на модернизацию офиса могут варьироваться в значительных пределах. Определить ориентировочную стоимость возможно только после выбора класса используемых материалов. Минимальная цена устройства офиса открытой планировки «под ключ» в здании “shell & core” составляет порядка 13000-15000 руб. / кв.м. При этом существенным подспорьем в данном случае будет использование современных телекоммуникационных решений, построенных на беспроводных системах.

Совершать перестановки в своем офисе или нет – во многом уже зависит от политики конкретной компании и ее внутренней модели управления. Многие западные компании полностью отказываются от кабинетных систем, однако эффективность таких преобразований в ряде сфер деятельности пока еще остается под вопросом.

Назад к списку


#WORK_AREA#