Рубрики

Члены АХП рекомендуют поставщиков

MEBELMAN Pooling express


Статьи

Human-to-human вместо B2B: как меняется формат современных офисов

Human-to-human вместо B2B: как меняется формат современных офисов

Вера Зименкова, региональный директор департаментов по работе с корпоративными клиентами и офисной недвижимости Colliers International

Михаил Минин, бизнес-тренер, лидер проекта «Персональный совет» Ассоциации независимых директоров

Спрос на офисы в России остается высоким, но формат самих офисов существенно трансформируется

Рынок недвижимости одним из первых реагирует на социально-экономические и культурные перемены в стране и порой лучше других дает представление о будущем. Сегодня на рынке недвижимости набирает силу тенденция, которая укладывается в популярную на Западе концепцию шеринг-экономики. Многие небольшие компании из IT-сектора, консалтинга и других бизнесов human to human все чаще отдают предпочтение совместному использованию офисных площадей, оргтехники, а также интеллектуальных ресурсов. Объяснить это можно тем, что в современной экономике людям больше не нужны большие площади и физическое присутствие сотрудников на рабочем месте. Общение почти полностью перешло в мессенджеры, скайп, видеочаты.

Смартфоны, планшеты, разнообразные приложения дают возможность не быть привязанными к офисной технике. Физические носители постепенно уходят в прошлое, соответственно, компаниям не нужно пространство для хранения этих носителей. Простой пример. Мы уже привыкли, что не обязательно владеть автомобилем: достаточно установить приложение Uber. Аналогичный процесс «уберизации» происходит и в недвижимости. Тем не менее, для русского человека все еще остается важным контакт «глаза в глаза», возможность периодически собираться вместе и общаться вживую. Именно поэтому спрос на офисы в России остается высоким, но сами офисы при этом заметно трансформируются.

Эта тенденция стала набирать обороты в кризисном 2014 году, когда, с одной стороны, начались большие сокращения в корпорациях, а с другой — люди, которые в «жирные» времена накопили деньги, связи, компетенции, запускали собственные бизнесы, участвовали в аутсорсинговых проектах. Постепенно они стали объединяться в кросс-функциональные группы, своего рода «кооперативы», приводить друг другу заказчиков и делать совместные проекты. Как правило, встречи с клиентами и партнерами проводились в кафе, но это не всегда удобно: люди устают от шума и любопытных взглядов других посетителей. Сейчас предприниматели все чаще арендуют места в коворкингах и офисных центрах, поскольку предложение таких площадок огромно, а цены — более чем доступны. Помимо удобного рабочего пространства, в стоимость входит канцелярия, питание, консьерж-сервис и другие полезные опции. Многие компании применяют у себя так называемый «менталитет коворкинга» - это означает наличие альтернативного места работы, чаще всего удаленного, который будет дополнять основной офис. Чаще всего компании арендуют помещения на короткий срок для проведения конференций, собраний, мероприятий, встреч.

Сегодня мы наблюдаем очень интересный процесс - совмещение интересов крупных корпораций и небольших стартапов, которые запускают совсем молодые люди с новым взглядом на жизнь и на бизнес. В результате появляются миксы команд, которые работают и в офисе, и на удалении. Это, в свою очередь, привело к тому, что крупные компании отказываются от классических open space — 30% столов и закрепленных рабочих мест убираются, вместо них оборудуются зоны для мобильных сотрудников, которые работают «в полях» или часто летают в командировки. Освободившееся место приспосабливают для формата scrum работы, agile работы, стендап-совещаний. При этом сохраняются и традиционные рабочие столы для сотрудников, которым они действительно нужны. Возникает новый формат — fusion-офисы, которые приспособлены под ведение бизнеса human-to-human.

Мы постепенно уходим от практики, когда компании создавали «семью» внутри офисного пространства и старались выстроить коммуникации между людьми как между родственниками. На смену этому подходу приходит другой — партнерский. Пока мы интересны друг другу, мы используем общую площадь. Офис перестал быть микромоделью «дом».  Психологическая и ментальная трансформации находят отражение в тех пространствах, которые люди занимают, и в том продукте, который они там делают.

www.colliers.ru

vera.zimenkova@colliers.com

+7(495) 258 51 51  

 

 

Назад к списку

#WORK_AREA#