Рубрики

Члены АХП рекомендуют поставщиков

Дуальэст HP


Статьи

Выдержка из стенограммы: СПК по закупкам - совещание Правительства

Выдержка из стенограммы: СПК по закупкам - совещание Правительства

13 января 2016 года на совещании с членами Правительства основным вопросом повестки дня было развитие системы проф.квалификаций, выдержка из стенограммы ниже. 

***

В.Путин: Спасибо.

Давайте теперь по основному вопросу, ради которого мы сегодня собрались, – развитию национальной системы профессиональных квалификаций.

Прошу Министра труда и социальной защиты Топилина Максима Анатольевича выступить, а затем коллеги, которые подготовились, участники встречи, именно по этому вопросу, включая и Шохина Александра Николаевича, президента общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей».

Пожалуйста.

М.Топилин : Спасибо.

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Прежде всего я хотел бы сказать о том, что, когда мы подошли к решению задачи создания современной системы оценки квалификаций, мы обнаружили, что фактически на протяжении, наверное, 20 последних лет в нашей стране практически не обновлялись описания профессий, все справочники, требования к профессиям сохранились в том виде, в котором достались нам в наследство ещё практически от Советского Союза, и сама система установления этих требований фактически не соответствовала нормальным рыночным условиям.

То есть это всё делало государство, и всё это фактически было на полках. Работодатели, которые, казалось бы, должны участвовать и должны именно формировать требования к квалификациям, и тем самым мы могли бы выстроить определённое взаимодействие между требованиями работодателей и работой системы образования, – ничего этого практически не было. И когда в начале 2012 года мы приступили к формированию этой системы, мы фактически стояли перед такой ситуацией, когда нужно было всё это поменять и создать новую законодательную и нормативную основу, но мы понимали, что это должно быть именно новым регулированием, когда во главе угла должны стоять именно интересы прежде всего работодателя. Тогда было принято решение в том числе и о создании Национального совета при Президенте, который смог бы формировать всю эту повестку дня, задавать эту повестку дня.

Четыре основных направления деятельности, которые реализовывались за эти годы прежде всего. Первое направление – это разработка и постепенное внедрение профессиональных стандартов, то есть это новые требования и описания новых требований к профессиям. Вторая задача – это создание справочников профессий, которых тоже фактически до последнего времени не было, тех справочников профессий, которые в том числе востребованы на рынке труда, и здесь тоже нам удалось продвинуться.

Третья задача, которую мы перед собой ставили, – это создание базового центра профессиональной подготовки рабочих кадров.

Четвёртое – это создание независимой системы оценки квалификации, с тем чтобы это делали не образовательные учреждения и не отдельные работодатели, а чтобы была создана именно в отраслевых подразделениях работодателей система, в которой можно оценить на протяжении всей жизни квалификацию работников.

Как я уже сказал, всю эту работу мы выстраивали именно на основе взаимодействия, я бы даже так сказал, передавая эти компетенции, пытаясь передать все эти компетенции объединениям работодателей. Мы Вам докладывали два года назад, когда эта работа только начиналась, и тогда была поставлена задача, чтобы не государство напрямую через какие‑то образовательные учреждения тратило деньги на создание профстандартов, а чтобы это были именно расходы, которые идут через работодателей, чтобы они создавали и задавали эту всю повестку дня. Так эта работа сейчас и построена в рамках Национального совета, который очень активно работает, и эту всю работу мы ведём именно в рамках Национального совета, который Александр Николаевич Шохин возглавляет.

Там уже созданы отраслевые советы, они готовят профессиональные стандарты. На сегодняшний момент, что касается разработки требований к профессиям, современных профессиональных стандартов, тоже в соответствии с указом Президента, стояла задача сделать 800. На конец прошлого года Министерством труда утверждено 804 профессиональных стандарта, мы эту задачу реализовали, но это не означает, что мы должны останавливаться на этой цифре.

Когда мы стали готовить справочники профессий, мы увидели, что около, наверное, 1600–1800 профессиональных стандартов – это будет приблизительно тот перечень, который сможет охватить всю палитру профессий, которые у нас сегодня существуют. При этом профессиональные стандарты готовятся, как я уже сказал, отраслевыми объединениями работодателей. Они сейчас охватывают совершенно разные отрасли.

Те 800 стандартов, которые подготовлены, охватывают, по нашим оценкам, приблизительно 55 процентов занятости, как мы себе и видели эту задачу. Это и строительство, и обрабатывающее производство, и авиастроение, автомобилестроение. Не все, конечно, отраслевые объединения работодателей с той или иной степенью активности участвуют, но этот интерес мы видим, он увеличивается, и мы видим, что появляются навыки, потому что, как я уже сказал вначале, даже навыки описания профессий, что требовать работодателям от таких документов, были утеряны.

Сейчас этот процесс, как нам представляется, восстановлен. Уже в объединениях работодателей, в крупных компаниях и в средних компаниях профессиональные стандарты применяются. И мы видим своей задачей, как я уже сказал, не останавливаться на тех работах, которые мы сделали, но и в последующие годы эти средства тоже предусмотрены, и документы на 2016 год Правительством тоже подписаны. Это 300 миллионов рублей, которые выделяются Российскому союзу промышленников и предпринимателей на продолжение этой работы, на внедрение профессиональных стандартов, на обучение специалистов, чтобы мы это возвели уже в автоматический процесс.

Как я уже сказал, мы подготовили справочники профессий. Казалось бы, работа достаточно простая, но оказалось, что её тоже необходимо было делать путём именно опроса работодателей. Именно путём опроса почти 20 тысяч компаний. Мы эту работу вели почти год. Нам удалось подготовить консолидированные справочники, которые утверждены пока приказами Министерства труда, и справочник 50 профессий, которые будут являться приоритетными для подготовки специалистов в среднем специальном образовании, то есть рабочих профессий.

Туда вошли как достаточно массовые, стандартные профессии, так и новые профессии. Мы это отрабатывали также с коллегами из Агентства стратегических инициатив, именно с тем чтобы связать эти перечни с чемпионатами WorldSkills, которые проводятся. То есть мы хотим соединить не только то, что происходит на производстве, но соединить это с тем лучшим опытом, с теми лучшими навыками, которые получают наши граждане в рамках чемпионатов WorldSkills.

Мы предполагаем этим документам придать статус, чтобы они работали уже в экономике, имея определённый статус. Мы предполагаем до конца этого года внести соответствующие изменения в закон о занятости, чтобы эти справочники приобрели уже определённый нормативный характер и являлись ориентиром прежде всего для молодых людей, для образовательных учреждений по направлениям подготовки и тем профессиям, которые являются наиболее востребованными и наиболее популярными на рынке труда.

Также я сказал о базовом центре. Мы исходили из того, что это не должно быть каким‑то новым учреждением, которое будет дублировать то, что делает Министерство образования, где в регионах создаются различные модельные центры и лучшие практики создаются в различных региональных учреждениях среднего специального образования. Мы исходили из того, что это должен быть именно методологический инструмент, методологический центр, который будет обладать лучшими практиками и распространять лучший опыт. Пока распоряжением Правительства на 2016 год эти функции возложены на Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия». Это временное решение, с тем чтобы мы могли, как я уже сказал, сделать переход от того, что мы имеем лучшего в ходе чемпионатов, и как попытаться эту практику внедрить в подготовку специалистов в средних специальных учебных заведениях, сделать этот переходной элемент.

Но в последующем, я думаю, Александр Николаевич об этом расскажет, мы всё‑таки, скорее всего, этот базовый центр будем вмонтировать в систему объединения работодателей, чтобы он уже на постоянной основе работал. А в течение 2016 года задача заключается в том, чтобы подготовить программы перехода от лучших практик, с тем чтобы они могли применяться именно для обучения ребят в учебных заведениях. И мы ставим перед собой задачу подготовить 700 преподавателей, которые могли бы именно эти все навыки переносить на обычную учебную практику, потому что пока таких преподавателей у нас, как показывает практика, крайне мало. И сделать так, чтобы эти все новые знания, опыт и навыки передавались в массовое образование – этого практически нет. Мы считаем, что это ключевая задача.

И последний элемент – это создание системы независимой оценки квалификации. Как я уже сказал, этот опыт сегодня у нас есть, эти центры независимой оценки квалификации, они появляются самостоятельно в структурах объединения работодателей. Мы и с объединениями работодателей, и с профсоюзами, обсудив эту ситуацию, пришли к выводу о том, что это позитивная практика, потому что работники могут получать соответствующие сертификаты, подтверждающие квалификацию, как я уже сказал, вне зависимости от систем образования, когда может быть определённый интерес признать квалификацию недолжным образом и вне зависимости от конкретных работодателей.

У нас сейчас есть проблема, когда один работник переходит от одного работодателя к другому, то ему надо каждый раз подтверждать разряд. И при наличии подтверждения в таких отраслевых центрах, которые будут формироваться в отраслевых союзах работодателей, мы сможем создать систему независимой оценки квалификации.

Мы подготовили законопроект по этому вопросу, который создаст именно законную рамку и установит определённые полномочия: что должно делать государство, что должно делать министерство, что должны делать работодатели, регулируя деятельность этих центров, чтобы там не было никаких обманов и была именно качественная оценка работников, чтобы работники могли повысить квалификацию и получить подтверждение именно по новым компетенциям в этих центрах. И такой законопроект мы планируем уже в первом квартале этого года внести в Государственную Думу. Я надеюсь, что мы завершим все процедуры согласования. Там есть ещё некоторые разночтения, но в принципе он у нас практически подготовлен.

На основании этих действий, как нам представляется, мы сможем уже развернуть совершенно в другом русле систему и оценки квалификаций, и описания профессий, и установления требований к работникам, и повысить возможности работников повышать квалификацию на протяжении всей жизни, и соответствующие подтверждающие документы иметь. Как нам представляется, Александр Николаевич тоже доложит, в таком виде данная система сможет постепенно набирать обороты и достаточно серьёзно влиять как на повышение производительности труда, так и на улучшение компетенции работников, всех специалистов.

Спасибо.

В.Путин: Спасибо большое.

Александр Николаевич, пожалуйста.

А.Шохин: Спасибо, Владимир Владимирович.

Я хотел бы скорректировать свой «титул». Я приглашён, как я понимаю, не как президент общественной организации, а как президент работодательской организации и председатель Национального совета по профквалификациям. И в этом качестве я хотел бы, во‑первых, поблагодарить, Владимир Владимирович, Вас и Правительство за то, что ответственность за создание национальной системы профессиональных квалификаций возложена на объединение работодателей, это действительно и повышает статус объединения работодателей, и в то же время формируется действительно ответственность этих структур по созданию национальной системы профессиональных квалификаций.

Я не буду говорить о важности этой работы, Максим Анатольевич сказал, от чего мы двигались и к чему должны прийти. Хотел бы лишь сказать, что мы в Национальном совете очень плотно работаем с Министерством труда, с Министерством образования и науки, с Правительством в целом, обсуждаем вопросы эти на российской трёхсторонней комиссии. Ольга Юрьевна Голодец участвует как координатор РТК в этой работе. Безусловно, и РСПП, как общероссийское объединение работодателей, отраслевые объединения работодателей и профсоюзы включены в эту работу в последние два года очень активно.

Я хотел бы к тем вопросам, которые затронул Максим Анатольевич, сделать несколько комментариев.

Во‑первых, о профессиональных стандартах. Действительно, соответствующие показатели майского указа выполнены, перевалили за 800 профессиональных стандартов. Но дело не только в том, что мы примерно на половине пути и ещё примерно столько же профстандартов, по оценкам Минтруда, нам надо разработать. Но мы уже накопили ту критическую массу профессиональных стандартов, которая позволяет говорить в том числе и о проблемах в этой теме.

В частности, мы считаем, что хотя профстандарты разработаны в последние пару лет, но уже можно заниматься актуализацией этих профстандартов с учётом того, что нам сейчас надо создавать систему независимой оценки квалификаций и оценочные средства для оценки квалификаций, независимой оценки. И в этой связи мы можем посмотреть на уже принятые профстандарты с точки зрения измеримости тех или иных квалификаций, насколько чётко описаны профессиональные навыки и так далее.

Поэтому уже в 2016 году одна из задач – проверить несколько десятков профстандартов с этой точки зрения, включая, кстати сказать, и результаты чемпионатов WorldSkills Russia, мировых чемпионатов и так далее.

Вторая задача – это разработка профстандартов по сквозным профессиям. Мы действительно 20 отраслевых советов профквалификаций, условно скажем, отраслевых создали, и лишь несколько среди этих советов по профквалификациям касаются сквозных профессий, таких как сварщики, например. И таких профессий, безусловно, больше, и сейчас они у нас, к сожалению, раскиданы между различными отраслями, и нам нужно будет систематизировать эту работу, и это тоже один из приоритетов.

Ещё одна тема важная – это обязательность, вытекающая из соответствующего закона о применении профстандартов в государственной сфере, в том числе в госкорпорациях, в компаниях с преобладанием доли государства и так далее. Мы считаем, что здесь надо не в лоб идти, а всё‑таки определить особенности применения профстандартов, это также закон позволяет сделать. И, в частности, та форма, в которой профстандарты будут приниматься в госкомпаниях, наверное, должна всё‑таки на усмотрение либо коллективного договора, либо какого‑то механизма принятия решений в самих корпорациях по согласованию с представителями трудового коллектива. Соответствующее постановление Правительства или, может быть, поправка в закон нужны, чтобы работодателей не замучили инспекторы из Роструда, которые будут иначе толковать обязательность применения профстандартов.

О справочнике перспективных и востребованных профессий. Мы согласны с тем, что этот справочник должен носить какую‑то нагрузку, если не жёстко нормативную… обязательности использования этого справочника, наверное, не может быть. Но тем не менее через соответствующее упоминание в законе о занятости, наверное, статус этого документа мог бы быть повыше.

Но, на наш взгляд, с точки зрения работодателей, очень важно, чтобы это был эффективный инструмент, своего рода всероссийский информационный ресурс, который включает описание профессий, возможности обучения, требования к квалификациям, условия работы и так далее. И в этой связи встаёт вопрос совместимости этого ресурса с другими либо уже существующими. В частности, есть портал «Работа в России», надо совмещать, наверное, справочник с этим ресурсом либо с новыми ресурсами, которые создаются.

В этой связи хотелось бы отметить навигатор помощи для малого бизнеса, который к середине этого года должна создать Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Методология пользования этими ресурсами должна быть сопоставима, совместима, и какие‑то механизмы перехода, фильтры, навигаторы и так далее должны быть здесь тоже предусмотрены, иначе этот инструмент будет невостребован. А хотелось бы, чтобы он действительно был востребован и работодателями, и работниками системы профессионального образования.

В законе, который упомянул Максим Анатольевич, о независимой оценке квалификаций, одна из главных развилок – должна ли быть независимая оценка некой заменой всех существующих методов, в том числе аттестации работников, которая проводится самими работодателями, либо всё‑таки это добровольная система, которая должна ещё доказать свою эффективность и затем уже быть внедрена, может быть, как замена существующих ныне механизмов.

Мы считаем и здесь поддерживаем полностью Министерство труда, что мы не должны сейчас ставить вопрос о замене аттестационных процедур, которые предусмотрены Трудовым кодексом и на основании которых работник может быть признан не соответствующим занимаемой должности или даже уволен. Аттестация может оставаться внутренней процедурой, в то время как независимая оценка – это внешняя процедура, которая может быть базой для аттестации. В дальнейшем, по мере внедрения механизма независимой оценки, можно думать о следующих шагах по продвижению этой системы, в том числе и в аттестацию работников.

Хотелось бы сказать и о вопросе, который не затронул Максим Анатольевич, – о Национальном агентстве развития квалификаций. В проекте закона о независимой оценке предусмотрено возложение довольно большого количества обязанностей, функций на Национальное агентство развития квалификаций. Это агентство вообще‑то уже существует. Оно является стопроцентной «дочкой» Российского союза промышленников и предпринимателей, и мы хотели бы, чтобы именно это агентство было базой и для новой структуры, которая прописана в законе. А поскольку закон предполагает, что этот орган, агентство, будет учреждён и работодателями, и профсоюзами, и Правительством, мы обратились и к Дмитрию Анатольевичу, и к Михаилу Викторовичу Шмакову с предложением стать соучредителями этого агентства даже до принятия закона, чтобы уже можно было активно развернуть работу в соответствии с базовыми принципами закона, который, я думаю, в первом квартале этого года можно будет принять и нужно будет принимать. ФНПР ответила согласием.

Хотелось бы, пользуясь случаем, попросить Дмитрия Анатольевича дать соответствующее указание Минтруду и Минобрнауки от имени Правительства выступить соучредителями этого агентства.

По базовому центру рабочих кадров. Мы вместе договаривались о том, что в 2016 году этот проект будет функционировать как проект «Ворлдскиллс Россия», и затем к нему нужно подтягивать и корпоративные образовательные центры ведущих корпораций, и ведущие организации среднего профессионального образования, притом что методики чемпионатов «Ворлдскиллс Россия», мировых чемпионатов должны быть максимально использованы. Проект нынешнего года, пилотный проект, безусловно, позволит это сделать. Но в целом, учитывая, что мы всё‑таки в законе прописываем Национальное агентство развития квалификаций, было бы, наверное, правильно головной методологической структурой, в которой будет сконцентрирована и методическая, и организационная работа по этому направлению, сделать Национальное агентство развития квалификаций.

Два слова о финансировании этой работы. Максим Анатольевич упомянул, что в этом году 300 миллионов рублей за счёт средств Фонда социального страхования в форме субсидии, предоставляемой РСПП, выделяется на финансирование мероприятий по формированию национальной системы квалификаций. В принципе мы считаем, что, конечно, идеальным вариантом было бы стимулирование работодателей к проведению этой работы. То, что закон-спутник есть у проекта закона о независимой оценке, который предполагает и налоговые вычеты для работников, и возможность отнесения на себестоимость расходов работодателей на эти цели, это шаг в правильном направлении. Мы уже не один год просим все расходы работодателей на профессиональную подготовку, а сейчас и включая разработку профстандартов и независимую оценку относительно затраты. Если это будет сделано, то уже не понадобятся в будущем субсидии и иные специфические формы. Это уже будет ответственность работодателя, который будет поощряться государством через соответствующие налоговые вычеты или отнесение на расходы.

И последний вопрос. Национальный совет при Президенте является единственным, наверное, совещательным и координационным органом при Президенте России, который не возглавляется официальным лицом и руководителем работодательского объединения. Тем не менее мы провели 13 заседаний за чуть более чем полтора года.

Члены Правительства, и Максим Анатольевич, и Дмитрий Викторович, активно участвуют, Экспертное управление Президента нам активно помогает. Тем не менее, Владимир Владимирович, одна просьба. Сегодняшнее обсуждение этого вопроса – это хороший стимул для членов Национального совета активизировать работу. Но, может быть, раз в год под Вашим председательством проводить заседание, скажем, итоговое заседание Национального совета, чтобы мы могли и отчитываться о проделанной работе, и обсуждать приоритеты на очередной год?

Спасибо.

В.Путин: Я думаю, конечно, можно сделать. Хочу у Дмитрия Анатольевича спросить по поводу предложений, которые были сделаны Александром Николаевичем: как Ваше мнение?

Д.Медведев: Я думаю, можно было бы Правительству выступить в качестве третьего учредителя, это хорошая идея. Мы обсуждали это с Александром Николаевичем, так что мы готовы будем это сделать.

В.Путин: Хорошо. Спасибо.

Дмитрий Викторович, как Вы видите место Министерства образования и науки в этой работе?

Д.Ливанов: Владимир Владимирович, я хотел очень коротко доложить о гармонизации системы образовательных стандартов и системы профессиональных стандартов, эта работа сейчас активно ведётся. В части среднего профессионального образования у нас имеется однозначное соответствие между образовательным стандартом и соответствующим профессиональным стандартом. И уже более половины всех образовательных стандартов среднего профессионального образования – 170 – приведено в полное соответствие с требованиями профессиональных стандартов. Оставшаяся часть образовательных стандартов – около 160 – сейчас проходит экспертизу работодателей, и эта работа будет завершена в части среднего профессионального образования в течение первой половины текущего года.

В части высшего образования ситуация более сложная. Мы выяснили вместе с работодателями, что у нас есть случаи, когда в одном образовательном стандарте отражены требования нескольких профессиональных стандартов, и наоборот, когда один профессиональный стандарт отражается в нескольких образовательных стандартах. Но, кроме того, задача высшего образования всё‑таки более широкая, чем подготовка человека к работе по определённой профессии. Это ещё его саморазвитие, личностное и профессиональное, в том числе и способность переучиваться и работать по новым профессиям, в том числе и по тем, которые сейчас ещё не существуют.

Поэтому здесь имеется более сложная ситуация, и мы вместе с коллегами из Национального совета по профессиональным квалификациям и из наших ведущих университетов разработали систему межведомственного взаимодействия для учёта интересов всех участников. Эта система сейчас уже, по существу, начала свою работу, и мы завершим гармонизацию образовательных стандартов высшего образования с системами профессиональных стандартов в течение первой половины 2017 года.

Спасибо.

В.Путин: Благодарю Вас.

Какие замечания ещё есть или какие‑то комментарии, может быть? Нет?

Спасибо большое. Я думаю, что не нужно повторять лишний раз, насколько важна эта работа для того, чтобы сделать нашу экономику более современной, эффективно функционирующей.

Александр Николаевич, давайте согласимся с Вашим предложением: раз в год будем у меня собираться, посмотрим, что происходит в этой сфере и что нужно сделать будет дополнительно. Время, место мы с Вами согласуем дополнительно.

Теперь вне рамок повестки дня нашей сегодняшней встречи. Хотел бы обратить внимание на то, как меняется ситуация на рынках, а зная, что Правительство уже приступило к анализу этой работы, обращаю ваше внимание на то, что это вопрос чрезвычайно важный. Нужно быть готовыми к любому развитию ситуации на сырьевых рынках, на фондовых рынках, очень внимательно за этим наблюдать и иметь сценарий развития российской экономики на любой вариант этого развития.

Повторяю ещё раз, мы и с Дмитрием Анатольевичем это обсуждали, знаю, что коллеги работают в этом направлении: и Министерство экономического развития, и Минфин, но и все другие ведомства должны подключиться к этой работе. Это не значит, что мы должны резко что‑то сейчас менять, но, повторяю ещё раз, хочу это подчеркнуть, мы должны быть готовы к любому развитию ситуации.

Я хочу обратить внимание на то, что до сих пор нам удавалось, несмотря на все колебания на внешних рынках, вести себя в высшей степени взвешенно, профессионально. Об этом, кстати, говорит и меньший дефицит бюджета, меньший, чем тот, на который мы рассчитывали, – где‑то 2,6 процента получается по прошлому году. Это хороший в целом макроэкономический показатель, имея в виду, что нам удаётся сбалансировать наши финансы и бюджет удаётся сбалансировать. Мы с вами предусмотрели те варианты развития, с которыми столкнулись в прошлом году.

Также взвешенно, также профессионально и своевременно нужно реагировать на те проблемы, которые возникают и в мировой, и в нашей экономике в этом году, в начале этого года. Мы будем рассчитывать на то, что ситуация будет меняться к лучшему, но, как всегда мы с вами делаем, нужно быть готовыми к любому развитию событий, повторяю ещё раз.

Большое спасибо.


Назад к списку

#WORK_AREA#